Основное правило развивающих игр

Опубликовано 01.01.2013, автор Администратор

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.
Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа: "Ай-яй-яй!", или "Гм...", или досадливого "Да, проморгал...", или "Верно...", "Молодец", "Так, так..." и т. п. Подчеркиваем: воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончил очередного задания.
Почему они нежелательны? Нужно сказать, что вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные -- окрыляют, критические -- побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет развиваться самоконтроль. После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь, кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием: "Смотри -- ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!"

      Лучше делать это по-другому. Вот Алеша строит сложную модель из кирпичиков:
      -- Пап, у меня готово!
      -- Хорошо, давай посмотрим... Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки.
      -- Не может быть! Я проверял.
      -- Ты проверь еще разок. -- Две ошибки Алеша обнаружил сам. А вот третья...
      -- Не вижу, где же еще?
      -- А ты по всем проекциям проверял?
      -- Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку...
      -- А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!
      Прежде чем указать ошибку (да и то не прямо), отец заставил сына "выложиться" до конца. Это очень важно.
      Можно пойти даже на "хитрость", т. е. сказать об ошибке там, где ее нет, -- пусть ребенок докажет, что там все "по чертежу", все правильно. Или можно специально построить что-то с ошибками (более или менее грубыми -- исходя из возможностей ребенка), а потом вместе отыскивать ошибки, даже устроить соревнование: кто их больше найдет? Причем особенно высоко ценить обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют взрослых, и это надо поддерживать -- пусть поднимаются выше старших. Но -- без злорадства!

отрывок взят из книги Б.П. Никитина "Развивающие игры"

Комментарии: 0

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению

перед публикацией комментарии проходят модерацию