Если в 2 года блоки Дьенеша

 выступают лишь как обучающий материал,   то с 3 лет они превращаются в игру. Начните с простых игр.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

 

 

Сначала предлагаются самые простые игры.

1 Найди все фигуры, как эта, по цвету (или по размеру, форме). И наоборот: попробуй найти не такую фигуру, как эта, по цвету (форме, размеру).

2 Найди все фигуры, как эта, по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта, по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру). Найди такие же фигуры по цвету, но другой формы, или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета.

«Цепочка». От любой выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме и т. д.); чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (того же размера, но разного цвета).

4 «Домино». Игра для 2—4 человек. Фигуры делятся поровну. Игроки поочередно делают ход. Если нет фигуры, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера); фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы; фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины); фигурами, одинаковыми по цвету и форме, но другого размера (одинаковыми по размеру и форме, но разными по цвету).

«Раздели фигуры». Для игры придется пригласить «гостей» — например, мишку, куклу, кролика. Предложите разделить фигуры между ними так, чтобы у мишки оказались все красные. Проверьте, справились ли дети? Предложите им ответить на вопросы: «Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные.) «А у зайки?» (Все не красные.)? Попробуйте разделить фигуры подругому: чтобы у мишки оказались все круглые/большие/желтые — и т. д.

6"Волшебный мешочек". Один из блоков нужно спрятать в мешочек. Например, это будет большой желтый квадрат. На все вопросы нужно отвечать «да» или «нет».? «Это фигура с углами?» — «Да» (попросите убрать все фигуры без углов).? «Это фигура не красная?» — «Да» (все красные убрать).? «Это фигура большая?» — «Да» (все маленькие убираются).? И так далее, пока дети не смогут догадаться, что за фигура спрятана.

Многие родители считают, что для полноценного развития своего чада нужен специально обученный педагог или какое-нибудь детское учреждения – будь то садик или детский кружок. Конечно, правильно оборудованная среда или специальные знания о развитии ребёнка будут далеко не лишними, однако не стоит недооценивать свои собственные силы и возможности домашней обстановки. Уважаемые мамочки и папочки! Вы – самые первые, самые главные воспитатели и педагоги вашего малыша. Вам необходимо только правильно выбрать развивающую игру. Мы советуем вам обратить своё внимание на логические блоки Дьенеша.

Основная задача блоков Дьенеша – научить вашего ребёнка решать логические задачки на разбиение по свойствам. Также использование логических блоков позволяет ребёнку строить свои высказывания с различными союзами: «и» (Допустим, «и» синий блок, «и» красный), «или» (Какой блок – синий «или» красный?), с частицей «не» (Какой блок возьмём?«Не» синий, «не» красный, а жёлтый). Не менее важной задачей блоков является умение выявлять разнообразные свойства, различать и называть их.

Начиная с 4-х лет, перед вашим малышом стоит задача не только логически думать, но и объяснять свои мысли, действия, в этом вам поможет учебно-методический альбом «Лепим Нелепицы» для детей с 4-х лет. Этот альбом так же, как и ранее много упомянутый (для малышей) является составной частью к логическим блокам Дьенеша. «Лепим Нелепицы» – это игра с небылицами, маленькие стишки ребёнок с лёгкостью запомнит, также познакомится с окружающим миром с помощью понятий «бывает», «не бывает». Ребёнок находит не только нужные блоки для создания полноты картины, но и приобщается к русской литературе (небылицы, былины), так как на каждой страничке есть небольшие «небылицы», в которых пропущено одно слово, рисунок и логика подскажут вашему ребёночку выбор правильного ответа. Можно также побеседовать с ребёнком, бывает такое или небылица, незаметно для себя и ребёнка в увлекательной форме мы развиваем речь. Играть в такие игры со словами и блоками интересно не только ребёнку, но и родителям, так как небылицы наполнены юмором, создают жизнерадостную атмосферу. Самое главное, что в игре с блоками Дьенеша ребёнок принимает активное участие, приобретает различные навыки, которые в дальнейшем помогут ему уверенно шагать по жизни.

Детям старше 5 лет интересны игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким свойствам. Игры, где необходимо кодировать или декодировать свойства блоков с помощью специальных символов, развивают умение разбираться в схеме, способности к логическим действиям, закрепляют навыки порядкового счета. Все это имеет огромное значение не только для математической подготовки к школе, но и для общего интеллектуального развития.

Например, логические блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада». Материал рассчитан на детей 5-8 лет. Развивает внимание, память, умение работать в коллективе, самоконтроль.
В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины.
Среди них 48 камней обладают необычными свойствами. Как обнаружить их среди других?
Оказывается свойства этих камней зашифрованы на шести листах с помощью знаков-символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней).

Посмотрим – Лист 1, 4 ряда знаков-символов, а под каждым – два примера.
Всего на листе восемь заданий. Каждое задание дает возможность найти один драгоценный камень.
Решать примеры нужно по вертикали – сверху вниз. А ответ – позволяет выбрать знак-символ.

Попробуем выполнить 1 задание на листе 1:

2+2=4 – форма камня – прямоугольная
5+1=6 – цвет камня – желтый
5+5=10 – камень не тонкий, а значит толстый
1+2=3 – камень маленький.

Откладываем в сторону блок со свойствами: маленький желтый толстый прямоугольник. – это первый драгоценный камень.

Разделение по возрастам крайне условно. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его склонности к подобным играм. Чем раньше ребенок знакомиться с блоками, как часто и последовательно он с ними играет, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр и даже участвовать в разработке алгоритмов. Надеемся что мы вместе сможем подготовить детей к изучению математики, геометрии, информатики в школе.