Фундамент умственного развития в логических блоках Дьенеша

Опубликовано 01.01.2013, автор Администратор

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Играя с еще совсем маленькими ребятишками, необязательно сразу начинать с палочек, тем более что задача научить ориентироваться в числах и даже дробях двухлетнего ребенка может многих взрослых насторожить: «Этому же в школе учат!». Для такого случая идеально подойдут блоки Дьенеша, в частности их серия «Для самых маленьких».

Она включает наборы из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников».

Взрослые стараются создать малышу 2-х — 3-х лет все условия для его успешного умственного развития. А фундамент этого развития и начало сенсорной культуры закладывается именно в этом возрасте.
Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойство предметов -цвет, форму, размер, и вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом.
Накладывая цветные блоки на цветное изображение в альбоме, Ваш ребенок сможет неоднакратно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостное изображение превращается в объемные предметы.

Независимо от возраста ребенка, проводя занятия, нужно ориентироваться только на малыша. Если игра с альбомом неинтересна, не нужно настаивать, многие ребятишки с удовольствием сами раскладывают блоки, сортируют их по разным признакам.

Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша или Кюизенера, недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «забора Кюизенера» из палочек.

Идеальный вариант, с которого нужно, по меньшей мере, начать – поиграть вместе с малышом, причем не как учителю с учеником, а на равных. Когда ребенок усвоит направление игр, он и самостоятельно с удовольствием будет заниматься блоками, а позднее и палочками, родителям останется лишь предлагать новые варианты занятий.

С помощью блоков мы не только играем с ребёнком, но и развиваем его Творческие способности. К примеру: для самых маленьких деток в возрасте 2-3-х лет предлагаем альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 г.», с помощью которого ребёнок осваивает Первые Ступени Конструирования.
Накладывая блоки на альбом, ребёнок не только выстраивает композиции из блоков (например: ракета, слоник, зайчик с воздушными шарами), но и начинает Мыслить Логически (какой блок нужен для построения ракеты – круглый, квадратный, какого цвета и т.д.).

Специально для этого был создан целый комплекс различных альбомов на каждый возраст ребёнка, которые позволяют учитывать особенности возрастных логических потребностей вашего малыша.

Рисунки в альбоме могут также служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. Малышам будет очень интересно наблюдать, как из обычных геометрических фигур получаются забавные изображения.

В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.

Сегодня мы познакомим вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками.
А теперь первое задание — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)

Красный

Треугольник

А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)

Синий

Квадрат

  • Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в Конструировании, Аппликации, Рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.

  • Предлагаем и вам попробовать себя в конструировании по образцу путем накладывания блоков на изображение.

При первой встрече с данными комплектами предусматривается более или менее длительный период игры. Дети Незаметно Осознают то, « из чего состоит» комплект. Затем дети начинают группировать блоки. Целесообразно начать Группировку по Цвету.

Когда вы станете заниматься систематически с блоками, то придете к выводу, что это незаменимый материал для развития воображения, логического мышления , интеллектуальных способностей дошкольника. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, имеют высокий уровень готовности к школе.

Работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии, химии, физики и информатики в школе. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».


Комментарии: 0

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению

перед публикацией комментарии проходят модерацию